среда, 20 апреля 2022 г.

О религии и не только ...

 О религии и не только ...

[ Веками религиозные институции[1] выступали последовательными, непримиримыми и ярыми до исступления противниками науки (противниками знания, познания, научного подхода к постижению Мироздания), врагами (!) её – науки -- отдельных выдающихся представителей, вплоть до физического уничтожения «инакомыслящих», и самыми изощрёнными способами (см. доп. «О творчестве»). Религиозные институции не оборонялись, они атаковали и побеждали более слабого «числом и умением» соперника (или конкурента?) --- нарождающийся учёный мир, а вместе с ним и зарождающуюся науку, базу современной цивилизации. Лишь в последние век-полтора (?) они (в частности, церковь, как христианский социальный институт, разного рода проповедники --- «проводники» религиозных догм и доктрин) «сдали позиции» и, с присущим им лицемерием, стали «выискивать и находить» (!) в священных писаниях подтверждения научным достижениям человечества. Ключевой вопрос в критике религии и религиозности следующий: в чём /историческая/ правота[i] и ценность религии? ];

Общественно и персонально крайне /специфически/ вредны и опасны религии (конфессии) и секты, религиозность в целом (см. <порицание религий и религиозности>). Заданный выше, «вызывающий и дерзкий» с религиозных позиций, ретроспективный[1] вопрос <в чём /историческая/ правота и ценность религии?> на текущем этапе эволюции[2] социума (начало XXI века), когда возможность исторической оценки религиозного вмешательства в политическую, экономическую (?), социальную и духовную деятельность общества реальна, имеет единственный ясный и исчерпывающий ответ: ни в чём. Последнее сравнительно легко доказуемо из (пред)посылки, что <религия основана на вере, но не на знании>, а предметом (объектом) веры неизменно является непознанное --- либо знаешь, либо веришь [ здесь третьего не дано»[i], так как вера «абсолютна»: наличие даже ничтожной доли сомнения (скепсиса?) рушит веру! ]. И весомое дополнение к проблеме религиозного вмешательства в функционирование общества: религии (мн. ч.) исторически провалили взятую ими на себя стержневую задачу социума --- внедрение в сознание человека морали и нравственности …

Какова правота или ценность непознанного? … Правота и ценность науки доказана исторической практикой и продолжает подтверждаться цивилизационными достижениями во всех сферах бытия (техника, технология, медицина, фармакология, генетика … ). Правота религий недоказуема, а их ценность «сомнительна»Именно религии тысячелетиями разобщали и в настоящем разделяют человечество в дополнение к естественным (природным) «агентам-разобщителям» --- <времени-расстоянию>, языку, ксенофобии[3] (?), ментальности (менталитету) и упомянутой идиосинкразии (иррациональное). Как отмечено, нет точного знания чтó первично: менталитет этноса создаёт соответствующую религию «под себя», следуя этническим макро-стереотипам, былинам, мифам, суевериям и пр., или принятая и усвоенная народом с течением времени религия исподволь формирует соответственный этнический (национальный) менталитет. Вероятно, «в установившемся режиме», когда и народ, и присущая ему религия в целом сформированы, процесс влияния обоюден     [ понятно, текст «священного писания» не меняется, но трактовки его в процессе эволюции общественного сознания этноса трансформируются  (это при том, что ни у кого нет санкции[4] «автора» на трактовку или толкование «слова божьего»; ни один из <самозванцев-толкователей> не предъявлял и не сможет предъявить надлежащий документ, выданный «Автором»!) ] … .

              «… вопрос о связи религии, генотипа и национального менталитета практически

       ни у кого не вызывает сомнения. В то же время расхождения в оценке характера

    этой связи и выделение в ней определяющего элемента велики, …»

                                                                                                       Владимир Романенко (1931),

                                                                                                  д.т.н., профессор, академик РАЕН

                                                                                                         Галина Никитина (1933),

                                                                                                  д.п.н., профессор, академик МАФО

                                                                                                                         «Менталитет и религия», 2011,                                                                                                                                                                «Электронный научный семинар»

В современном мире религия (см. «О некоторых религиозных догматах») и религиозность видятся автору (И. К.) анахронизмом [ несмотря на наличие миллиардов религиозных-верующих! ]. Человечество /усилиями выдающихся мыслителей/ продвинулось в познании мироздания достаточно далеко, чтобы осознать: примитивное (вульгарное?) представление о «боге», навязываемое религиями, и сама религиозность, как верование и принадлежность к одной из религий, нисколько не продвигают социум по пути прогресса ни в одной из сфер деятельности. Напротив, религиозность и присущая ей исконно косность[ii] тормозят прогресс и влекут общество назад, в зону <неведения-невежества>, откуда религия и произросла, --- к мракобесию[iii]. Очевидно, в историческом аспекте религии не справились с решением ключевой задачи, которую они же возложили на себя самостоятельно: внедрение в сознание (индоктринация) человека «безгрешной» морали и нравственности (см. «О нравственности»). Более того, «известная» часть религиозных иерархов опорочила себя и запятнала соответствующие религиозные институты преступной деятельностью на протяжении веков. Принуждение, обман, совращение, хищение, лицемерие (ханжество), … --- неполный список «святых деяний» этих стражей общественной и персональной морали. В религиозной среде зачастую бытуют насилие, мошенничество, мужеложство, педофилия, … , с которыми религиозные институции справиться не в состоянии. Именно очевидное (подлинное) присутствие в религиозной среде в целом «порочности» как таковой (!) --- <аморальности-растленности>, и «беспомощности» --- <несостоятельности-слабости>, вызывают особое «раздражение» и неприятие (отторжение) религиозных институтов здравыми членами социума. «Душевные болезни» религиозной среды отчасти порождены естеством (натурой) человека (см. выше Скверна), отчасти самóй религией и её «нормами». Обратите внимание, например, на целибат[5]

 Делая промежуточное заключение, необходимо отметить структурное или (и) компоновочное сродство менталитета и идиосинкразии [ здесь: идиосинкразия --- неосмысленное отторжение чего-либо или кого-либо ]. Так как менталитет представляется обобщённой характеристикой (всеохватной?) мышления и чувствования (см. доп. «О некоторых религиозных догматах»), т.е. «типажом»[6] Разума (конкретных Рассудка и Духа), то идиосинкразия (иррациональное, зависящее только лишь от Вкуса, см. ссылку выше) видится составной частью персонального менталитета … . Каждый (всякий, любой) индивид несёт в себе закреплённый в его наследственности ходом эволюции генотип[7] (см. доп. «О смерти»); именно генотип определяет поведенческие реакции, поступки, конкретный мыслительный процесс, чувства, эмоции, … , Вкус [ и его развитие (?) ]. Генотип определяет «всё»! «Остальное» --- производное от генотипа [ включая восприимчивость (чувствительность, способность) к воспитанию (?) ]. Неразрешённой остаётся проблема <влияния-воздействия> воспитания (внешнее воздействие!), самовоспитания и самосовершенствования на личность. Если <влияние-воздействие> перечисленного значительное и, как следствие, изменяет «мышление, поведение (поступки) и деятельность» индивида, то генотип «не всесилен». Но, в некотором роде парадоксальная мысль: самовоспитание и самосовершенствование конкретного индивида, их рабочие характеристики обусловлены всё же (!) его генотипом, и ничем иным более. Отсюда следует:

                    Идиосинкразия это составная часть (элемент) менталитета,

                    обусловленная Вкусом; генотип подчиняет себе менталитет

 

Для меня это утверждение — аксиома, для вас — постулат или гипотеза. Следуя последней, второй, части утверждения рационально (пред)положить наличие практически (?) неизменного этнического менталитета, единого (цельного?) «нрава» конкретной нации, на «исторически коротком» этапе [ выражение не является семантически[8] строгим, ведь скорость социальных, технологических и пр. изменений нарастает ]. У всякого сложившегося (?!) этноса, нации, народа, народности и т.д. свой «психотип», обусловленный местом его обитания – ареалом[9], языком, традициями, собственной историей (специфически насыщенной событиями), природными явлениями (!?) … . Последний тезис преподносит нам /вероятную/ версию разгадки «удела-участи» или «судьбы-фатума» нации (народа) --- специфического, характерного для данного конкретного этноса образа существования (бытия), мало (?) изменяющегося во времени. Речь здесь идёт не о «внешнем», что определяется и обусловливается общим прогрессом человечества, его – прогресса -- прямым воздействием на всякую (?!) нацию, а о «внутреннем» --- о духовном содержании бытия нации (этноса): идеалах и шкале ценности; в рамках базисного мировоззрения --- о Возвышенном (см. «О долге»). Образ бытия нации в процессе становления генотипа … либо цикличного (повторяющегося периодически, без уточнения периода) в условиях «неизменного» генотипа, но весомых цивилизационных, изменяющих парадигму культуры (см. «О творчестве»), влияний извне [ наиболее показательный ныне образчик Российская Федерация[iv] ], объект особого анализа (см. доп. «О быдле»).



[1]   Ретроспективный (лат. retro -- назад + specio -- смотрю ) --- обращённый к прошлому; содержащий рассмотрение прошедших событий; обращающийся назад, простирающийся в (на) прошлое или предыдущее [ ретроспективный взгляд в (на) прошлое ]. (Словарь иностранных слов русского языка)

[2]   Эволюция (от лат. evolutio -- развёртывание) --- в широком смысле синоним развития; процессы изменения (обычно необратимые) в природе и обществе; в узком смысле в понятие эволюция включают лишь постепенные изменения в отличие от революции. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогресс) или к понижению этого уровня (регресс) (Философская энциклопедия)

[3]  Ксенофобия (от греч. ξένος – чу­жой и фобия -- составная часть сложных слов, указывающая на страх перед чем-либо, боязнь чего-либо либо на ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо) --- здесь: ненависть, нелюбовь, неприятие, неприязнь к кому-либо или чему-либо чуждому, чужому, незнакомому, непривычному. (Словарь иностранных слов русского языка)

[4]  Санкция (от лат. sancire -- делать святым, нерушимым; лат. sanctio -- строжайшее постановление) --- освящение; одобрение, утверждение (санкционирование) законов или договоров … ; утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение. (Философский энциклопедический словарь)

[5]  Целибат (лат. coelebs -- одинокий, холостой) --- безбрачие мужчины; безбрачие духовенства Римско-католи- ческой церкви. В древней церкви целибат был распространён среди духовенства, как Запада, так и Востока, но документов, подтверждающих обязательность этой практики, не сохранилось. Руководствуясь примером Иису-

са Христа и движимые мыслью о великой награде, уготованной тем, кто отвергнет семейные узы ради Царства Небесного (Мтф. 19:10-11; Лк. 18:29), люди, желающие принять духовный сан, внутренне были готовы к тому, чтобы не вступать в супружеские отношения или разорвать их, если они уже состояли в браке. Апостол Павел высоко ставил девственность и убеждал, что супружеские отношения неизбежно нарушают душевную цельность человека, побуждая его угождать скорее жене, чем Господу (1 Кор. 7:32-35). (Энциклопедия Кольера)

[6]  Типаж (фр. typage <греч. typos) --- совокупность признаков, в которых выражается, обнаруживается какой-нибудь тип. (Толковый словарь Ушакова)

[7]  Генотип (< гр. genos – происхождение + typos -- отпечаток, форма, образец) --- биологическая совокупность всех наследственных факторов организма; совокупность особенностей индивида, которые могут быть проинтерпретированы как проявление генетических, наследственных факторов;

[8]  Семантический (от гр. semantikos -- значащий) --- лингв. относящийся к значению или смыслу слова, содержательный. (Словарь иностранных слов русского языка)

[9]  Ареал ( от лат. area -- площадь, пространство) --- часть земной поверхности (территории или акватории), в пределах которой распространён и проходит полный цикл своего развития данный таксон (вид, род, семейство и пр. или какой-либо тип сообщества). (Биологический энциклопедический словарь)



[i]  «Третьего не дано» [ tertium non datur ] --- принцип классической формальной логики, утверждающий, что всякое суждение или истинно, или ложно, третьего не дано. Впервые сформулирован Аристотелем. <ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО ПРИНЦИП> (Энциклопедический словарь)

    … из двух высказываний «А» или «не А» одно обязательно является истинным; два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными, одно из них с необходимостью истинно.

 

[ii]  Косность --- умственный и нравственный застой, неподвижность, инертность. (Толковый словарь Ушакова)

 

[iii]  Мракобесие --- обскурантизм, реакционность; враждебное отношение к просвещению и науке, прогрессу вообще. Центральное место в мракобесии занимает защита догм, в частности религиозных. Враждебное отношение к человеку иной культуры и веры, фанатичное и беспощадное утверждение своей веры. Мракобесие как свойство личности есть духовный мрак, неприятие инакомыслия, отсутствие элементарной образованности, непросвещённость … . (Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога)

 

[iv]  Уместно привести русскую поговорку: «Опять те же грабли …»; «Наступать на те же грабли --- повторять свои ошибки»; «Наступил на зубья --- граблями в лоб»; «Грабли — самая непредвиденная вещь на Руси …»

 



[1]  Институция (лат. institutum -- установление, учреждение) --- здесь: любое устойчивое объединение людей для достижения определённой цели (семья, партия, трест, церковь, профсоюз, государство и т.д.)



[i]  Правота --- 1. Правильность, верность, истинность чего-либо. 2. Правильный образ действий и мыслей. (Толковый словарь Ефремовой). 

    Здесь: верность, истинность, правильность …