пятница, 25 марта 2022 г.

Заметки на полях

 

 «Заметки на полях»

(размышления в качестве раздела главы)

 Об адекватности человечества [ чему?! ]. Вопрос, по всей видимости, в том, как понимать гармонию [ парадоксально? ]. Следует категорически разделить так называемую «природную гармонию» (по Лейбницу --- «предустановленная гармония») и гармонию (см. «О гармонии») рукотворную --- мыслимую и формируемую человеком в социуме. На протяжении тысячелетий человечество тщится гармонизировать социум с помощью закона (в правовом поле), морали индивидуальной, морали общественной и нравственных положений (писанных и неписанных), искусства (здесь искусство выступает как «инструмент» гармонизации общества, если говорить об искусстве, а не его суррогате[1]; см. «Об искусстве»), воспитания (см. «О воспитании»), религий (бесплодно!). Мы, человечество, не можем заявить о неадекватности «закона природы» --- не нами «создано» ... . А вот об <адекватности-неадекватности> наших, рукотворных законов (конституций, разнообразных законодательств, правил, инструкций, подзаконных актов, ... ) и, соответственно, регулирования наших мышления, поведения (поступков) и деятельности мы должны (обязаны!) непрестанно мыслить, т.е. беспокоиться и заботиться об «адекватности восприятия» нами нас же самих, окружающего нас мира, и нашего «места» в нём --- адекватного: <До тех пор, пока человечество не объединится для достижения единой цели (научно обоснованной, доказательной, … , разработанной и поставленной), пока оно осознанно не отринет антагонизм, т.е. не придёт к внутренней содержательной цельности (целостности), говорить об адекватности человечества, утверждать некую адекватность человечества, которое ныне представляется конгломератом групп интересантов, нет оснований.>

 О «единстве» ... . Нет народов единых идейно (идеологически?): даже немцы и те разбрелись по партиям и движениям. А уж китайцы, уничтожив более 60 млн. «своих» (этнически родственных, родных!) во времена «культурной революции» (1966 - 1976) Мао Цзэдуна, предметно показали, «делом» подтвердили … . Одна идеология, насколько привлекательна для населения страны она ни была, всех не объединит: <Всегда и везде есть «правоверные» и «неверные»; всегда и везде есть «правые» и «неправые»; всегда есть те, кто кричит: «Ату!», и всегда есть «затравленные» ... . Это не означает, что нужно следовать (присоединятся к) «правоверным»: как показывает историческая практика, всё, вероятнее (!), наоборот --- именно «правоверные» нередко несут негативное. Вот уж кого следовало бы «сдерживать» в исторической перспективе, так именно «правоверных» (здесь речь идёт об идеологиях!).>

                                           «Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы, не бойтесь пекла и ада,                                                                         А бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, КАК НАДО!"                                                               Кто скажет: "Тем, кто пойдет за Мной, Рай на земле награда!"

                                                                       Александр Галич (1928 – 1977), поэт, сценарист,                                                                                                             драматург, прозаик, автор и исполнитель                                                                                                                                  собственных песен                                                                                                                                                                            из  «Поэма о Сталине», Глава 5 (1967 г.)

Единство народа (ограниченное, неполное?) может обеспечить лишь всесторонне обоснованная, аргументированная и исчерпывающе доказательная на научной основе национальная идея (см. выше), … но не гарантировать. Национальная идея, в свою очередь, также подлежит совершенствованию в зависимости от уровня развития народа … . Авторское предложение: использование настоящего «Базисного мировоззрения современного человека», с его претендующим на универсальность подходом, в качестве национальной идеи

 К вопросу о единстве еврейского (израильского) народа (личный подход). Я никогда не буду един с теми, кто пытается «выстроить» нашу страну – Израиль -- в один ряд с Ираном и ему подобными государствами, разве что в случае войны, агрессии извне. Я прогрессист[2] (от слова прогресс; см. доп. «Классификация Цивилизованности»; расхожую ныне трактовку этого термина[i] отвергаю категорически), они, поборники религии и религиозности, --- реакционеры, … даже не консерваторы, а именно реакционеры! Мои воззрения направлены «вперёд и вверх», их же (приверженцев религии) -- «назад и вниз». Нам, мне и им, «под руку» не ходить --- «никогда, нигде и никак»! Наша страна -- Израиль -- светская, и такой ей дóлжно остаться навсегда! … Да, еврейский народ в основании своём несёт «религиозное начало и содержание». Мы -- народ, этнос (?) -- зародились и развились в виде «религиозного течения». Мы не можем отстраниться (отказаться) от религиозного начала, иначе теряем собственную идентификацию[3]. Мы, евреи, или, точнее, наше мировоззрение, --- источник монотеизма, учения об одном, едином и персонифицированном (?) Боге, и вместе с тем «субстрат»[4] (питательная среда) современной этики. Тора («Хумаш», «Пятикнижие Моисеево») --- видится в каком-то роде субстанцией[5] нынешних признанных и принятых этики и права (законности).

Сказанное о евреях не призывает к присутствию в Израиле клерикалов[6] у (при) власти, а «духовенство» [ весьма сомнительный термин для тех, кому в большинстве своём духовность невéдома ] к созданию клерикального государства. Нельзя позволить изуверам, фанатикам, мракобесам заставить страну жить по «правилам» многотысячелетней давности. Поборники религии и религиозности и их «подзащитные» ведут страну к политическому и экономическому коллапсу: <Единство народа не в том, чтобы «в одну дудку дудеть»! Немцы, китайцы и иже с ними уже «дудели» ... , и «надудели»; кубинцы, корейцы, бирманцы, … россияне до сих пор дудят, и никто не сможет предугадать, чем это для них закончится. Единство народа в том, чтобы совместно исправлять недостатки (политические, социальные и пр.) в своей стране и не гадить соседу, т.е. «ближнему своему» (и дальнему тоже)! Патриотизм -- истинный патриотизм -- состоит не в похвальбе (самовосхвалении), не в непрестанном одобрении действий правителей, не в комплиментах политическому режиму, не в бурных аплодисментах власти, не в восторженном лопотании ура-патриотов о «наших достижениях», … а в настойчивом (упорном) поиске имеющихся недостатков и их скорейшей успешной ликвидации.>

 


[1]  Суррогат (лат. surrogatus – избранный взамен, поставленный вместо другого) --- здесь: неправомерная заме- на, подмена …

[2]  Прогрессист --- носитель идеи (доктрины) прогресса, утверждающей историческую необходимость достижений в науке, технике, технологиях, экономическом развитии и социальной организации ради совершенствования и оптимизации состояния общества (улучшения качества жизни) и положения человека в нём.

[3]  Идентификация (от ср. век. лат. identifico -- отождествляю) --- отождествление, приравнивание, уподобление; уподобление, опознание объектов (вещей) или (и) личностей в процессе сравнения, сопоставления … на основе их признаков. (Современная энциклопедия)

[4]  Субстрат  (лат. substratum -- основа; подкладка, подстилка) --- основа вещи, её сущность по отношению к случайным, изменчивым её частям и свойствам; общая основа многообразных явлений; основа общности или сходства однородных явлений; совокупность относ. простых, в определенном смысле элементарных оснований, взаимодействие которых обусловливает свойства какой-то системы или процесса. (Философская энциклопедия)

[5]  Субстанция (лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе) --- то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему … (Философская энциклопедия)

[6]  Клерикал (от позднелатинского clericalis -- церковный) --- здесь: приверженец господства духовенства (клира) в обществе и государстве (в политической и культурной жизни страны), обосновывающий свои политические убеждения догматами религиозной веры. (Юридическая энциклопедия)



[i]  Прогрессивизм или прогрессизм (< лат. progressio – движение вперёд) --- течение или идеология, направленная на пропаганду и осуществление социальных и политических реформ сверху, то есть правительством; противопоставляется консерватизму и традиционализму.