пятница, 20 мая 2016 г.

Ко Дню независимости Израиля (12.05.2016)

   Ко всем, кто меня «слышит» и читает … .
  Сегодня - 11.05.2016 - моя страна, скорбя, отмечает ежегодный «День памяти павших в войнах и жертв террора».

 Их - погибших (только лишь погибших, не считая раненых) военнослужащих Армии обороны Израиля, полиции, пограничной полиции (МАГАВ), общей службы безопасности (ШАБАК), управления внешней разведки («Мосад»), управления тюрем (ШАБАС), пожарной охраны, бойцов еврейских подпольных организаций и солдат еврейских подразделений армии Великобритании на территории Эрец Исраэль (ивр. ארץ ישראל ) в многочисленных терактах и семи войнах [ Война за независимость – 1948, Суэцкая война (Синайская кампания) – 1956, Шестидневная война – 1967, Война на истощение – 1968-1971, Война Судного дня – 1973, Первая ливанская война – 1982-2000, Вторая ливанская война – 2006; не считая множества «операций» ] - 23447 человек. Среди погибших в войнах Израиля - 410 представителей друзской общины. В прошлом году было – 23320, число жертв возросло на 127 (включая умерших инвалидов). За последний год погибли и умерли на службе 68 военных и сотрудников служб безопасности. Кроме того, скончались 59 инвалидов ЦАХАЛа.
 Со дня окончания Войны за независимость в результате вражеских действий погибли 2576 гражданских лиц, включая 122 иностранцев. В результате терактов 3011 детей остались сиротами, в том числе 107 детей – круглыми сиротами. 975 человек овдовели и 972 человека потеряли своих детей. За последний год жертвами террора стал 31 израильтянин.
 Из года в год извечная вражда и иррациональная ненависть к моему народу уносят жизни десятков (в войнах – сотен и тысяч) соотечественников; подавляющее большинство - молодёжь и люди деятельного возраста; лучшие - одарённые, энергичные, инициативные, смелые, патриотично настроенные. Это потенциал, настоящее и будущее нашей страны … . И мы теряем их безвозвратно.

 Отсчёт утрат начат с 1860 г., который считается началом борьбы евреев за современный Израиль. Мы помним и чтим всех и каждого, патриотов Эрец Исраэль; таков многовековой подход евреев к непреходящей ценности - человеческой жизни.

 Вечером, с заходом солнца, по еврейской традиции и древнему календарю, мы начнём празднование 68–го Дня независимости Израиля - дня рождения моей страны … .
[ День независимости Израиля (ивр. יום העצמאות , Йом hа-Ацмаут) - главный государственный праздник страны. Он отмечается ежегодно во вторник, среду или четверг, ближайшие к 5 ияра, в память о провозглашении Государства Израиль 14 мая 1948 года (5 ияра 5708 года по еврейскому календарю) ]

 Отмечу, Израиль единственная страна в истории человечества возродившаяся вторично, спустя два тысячелетия. И ещё одно существенное замечание: еврейская традиция не празднует победы в войнах; война и жертвы не повод для праздника … , повод для скорби.

 Явственно помня и подвергая анализу прошлое, пристально и непредвзято (я полагаю, что так) всматриваясь в сегодняшний день и видя объективную картину происходящего на Ближнем Востоке и в мире в целом, мы сознаём:
- евреи были гонимы человечеством тысячелетиями, и, несмотря на достижения современной цивилизации в демократическом устройстве общества, несмотря на провозглашённый человечеством гуманизм, несмотря на декларативное преобладание в основных документах положений о правах человека в целом и повсеместной защите прав национальных меньшинств в частности, несмотря на такие «красивости», как демократические свободы, либерализм, толерантность, веротерпимость и пр. , … остаются «изгоями»;
- у нас – израильтян -- нет причин полагать, что нынешняя участь евреев в мире, отношение к нам и к нашей стране, изменится кардинально, что антисемитизм (юдофобия) сменится дружелюбием, а негативное предубеждение, выпестованное «доброхотами», хотя бы, - приятием или признанием вклада нашего народа в целом и его отдельных представителей в современную цивилизацию … приятием и признанием не на словах, а реально;

Ко Дню независимости Израиля стр. 2

- мы обязаны превосходить наших врагов (которых немало) во всех отношениях; мы должны быть отменно оснащены технологически и энергетически для того, чтобы обезопасить свою экономику; мы должны быть вооружены самыми передовыми средствами защиты и атаки (да, именно атаки, нападения, увы - это так!), чтобы жить достойно. Для всего перечисленного у нас есть общеизвестный «уникальный инструмент»:
- «Сёма, посмотрите на эти мозолистые руки! Этот человек совсем не хочет работать головой …», - полушутя, но только полу- … .

 «Смешно», а вернее - ничтожно и убого, гордиться своей национальностью, своим этническим происхождением. [ Как говорят, «родителей не выбирают» ]. Равнó как, например, гордиться своей внешностью - цветом волос, глаз, кожи, формой ушей, носа или губ, «длиной ног» или ростом; гордиться рождением под особенным знаком зодиака; гордиться природным даром. Можно ли гордиться тем, к чему не приложено собственных (личных, своих!) усилий? В природном даре - одарённости - нет заслуги его обладателя.
 «Смешно», а вернее - ничтожно и убого, кичиться какой-то особой, «неземной» духовностью своего племени … . Но для каждого еврея принадлежность к незаурядному народу, тысячи лет назад предложившему человечеству новое вúдение и миропонимание, давшему миру немало выдающихся мыслителей и созидателей … , с одной стороны - вызывает чувство сопричастности, с другой - обязывает. Такую принадлежность (как, впрочем, и любой природный дар - способность, одарённость, талант), нужно «отрабатывать». «Отрабатывать» как долг, как обязательство … .
----------------------------------------------------------
 «Красного петуха пустить» не понравившемуся «чем-то» соседу, как это издавна и традиционно повелось «кое-где», - особого ума не надо … . Не менее опрометчиво, по сути - преступно, «своими руками» («под истошные вопли и бой барабанов»!) выдворять, изгонять из страны лучших (!) представителей своего же народа или истреблять их физически. Если по каким-то сиюминутным (конъюнктурным) политическим соображениям лишать жизни лучших – здравых, образованных, мыслящих, деятельных, искусных -, тем самым вымывая генофонд и разрушая, очень вероятно необратимо, столь хрупкий культурный пласт, … . Если с безрассудной, граничащей с безумием, последовательностью … ; если с тупой регулярностью … ; если с бездумной настойчивостью … ; если с безотчётным упрямством … ; если со слепой яростью … ; если в иррациональном исступлении изгонять или уничтожать лучших - элиту, не надуманную, а подлинную, то с кем вы останетесь? С кем станете поднимать страну?! С оголтелой, беснующейся толпой?! С неучами, шутами, юродивыми, ханжами … ?!
 Избавляться необходимо от «инородного», чуждого, вредного, опасного - того, что угрожает цивилизации, противоречит культуре и базовым ценностям. И здесь мы непосредственно сталкиваемся с существенным - осмыслением и пониманием культуры … . Подавляющее большинство воспринимает культуру не рационально, а интуитивно, полагаясь на свой жизненный опыт и вкус. При этом, то же «самоуверенное и самонадеянное» большинство считает, что ошибки в восприятии культуры «не смертельны» … . Историческая практика доказывает обратное: ошибки в трактовке и восприятии культуры не только смертельны для отдельных лиц и групп, но смертельны для этносов, народов и цивилизаций. Культура - одна и едина. Бескультурье же - разнообразно и многообразно. Цивилизации походят одна на другую культурой, а отличаются бескультурьем … . Культура - связующая ткань цивилизации.
----------------------------------------------------------
 Не пыжиться, не кичиться и, тем более, «не гадить», а отринув национальную спесь и поборóв в себе ложные предубеждения и преступные побуждения доказательно продемонстрировать состоятельность своих притязаний - без «краснобайства», без «порванной на груди рубахи», без «бряцания оружием», … но конструктивно - помыслами, делами и достижениями. Именно такой должна быть взвешенная, здравая позиция народа, желающего преуспевания своей стране и достойной жизни себе.

Ко Дню независимости Израиля стр. 3

 Я горд достижениями нашего народа, я рад процветанию и стабильности моей страны (население Израиля с 1948 г. увеличилось почти в десять раз!). Наряду с этим я достаточно ясно вижу и знаю её недостатки (возможно, не все), как в политике, так и в экономике и социальной сфере … , и подвергаю их (недостатки) постоянной критике, насколько это в моей «компетенции». Израиль - моя страна, и я в какой-то мере (кто её определит, эту меру?) за неё в ответе. Я ответствен за настоящее и будущее моей страны, как каждый патриот и гражданин с правами и обязанностями, исповедующий в политике демократическое государственное устройство и самостоятельно определяющий свой выбор.

 Есть народы и страны (государства), весьма туманно сознающие себя и смутно представляющие своё место в современном мире, а также своё будущее. Как следствие, они совершают утопические попытки обрести собственную идентификацию посредством утверждения своей «особости», «уникальности», очевидно иллюзорной. «Утверждаются» же они любыми способами, в том числе и внеправовыми. Основываясь на историческом опыте, пора бы знать: желание несбыточного, поиск «третьего пути» - из мифологизированного (воображаемого) прошлого в надуманное (неясное) будущее - ведёт в «никуда». За примерами ходить …
 Не нужно пóходя применять понятия, смысл которых вам пока недоступен. Если речь идёт о духовности народа (нации), о неких ценностях («демократических», «европейских», «евра-зийских», «общечеловеческих», … «христианских», «православных», …), прежде надо выяснить (для себя!), что же за этим стоит. Если речь идёт о национальной идее, то хорошо бы её прежде сформулировать, а не «бренчать» ложными концепциями. Или, например, составить шкалу (иерархию) упомянутых ценностей. Тогда обсуждение (дискуссия, полемика) будет предметным. В противном случае нет объекта для дискурса: мифы, легенды, … не подлежат критическому пересмотру, не подлежат ревизии, они нередко служат целям «грязной пропаганды» …
 Мы все - разные! Мы разные и внешне, и ментально. Но правила или, точнее сказать, закономерности со-существования (существования в сообществе, без антагонизма) едины для всех. Сделавший попытку проверить данный тезис, убедится в этом достоверно. Наша планета чрезвычайно «мала», а в будущем станет ещё «меньше». И нам всем здесь жить …

 Каждый обязан (!) обустраивать ту страну, в которой проживает и гражданином которой является. А обустраивая её согласно своим воззрениям и убеждениям (политическим, экономическим, этическим …), нести ответственность за сделанные ошибки, в том числе и коллективную ответственность. Если ты – «один из народа» (אחד העם ), то раздели со своим народом общую участь в соответствии с историческим процессом.
 Ура-патриотизм или псевдопатриотизм (он же - квасной, бражный, сермяжный, посконный, кафтанный, лакейский, трактирный, … , абсурдный, ностальгический и пр.) не содержит в себе ничего позитивного ни для его носителя, ни для страны. Исторических примеров тому масса, и в наше время в том числе (не буду показывать пальцем). Ещё не так давно, по историческим меркам «вчера», десятки миллионов немцев, приспешников германского нацизма, в патриотическом угаре выкрикивали: «Германия - прежде всего!» («Deutschland, Deutschland über alles»). Финал известен. Финал ужасает.
 Страна - поля, леса, луга, рощи, долины, горы, холмы, реки, ручьи, озёра, пруды … , традиции, народ - это одно. Государство - управленческие структуры («надстройка»), чиновники, политический строй, режим (!) - это иное. Можно любить первое (страну) и ненавидеть второе (государство) … . Не отождествляйте Родину с её нынешним действующим режимом и разнообразными проявлениями этого режима (социальными, политическими, экономическими, геополитическими, …), тогда вам станет в большей мере (или в полной мере?) доступным подлинный смысл понятия патриотизм. Режим (государство во всех его ипостасях) всегда подлежит усовершенствованию (улучшению) - нет ничего совершенного из сотворённого человеком. Режим может быть не только неверным, ошибочным, требующим исправлений, дополнений - доработки, а и внеправовым - деспотичным, растленным и преступным.

Ко Дню независимости Израиля стр. 4

Критическая позиция - вот единственно здравый подход (насколько возможно объективный), являющийся истинно гражданским, патриотическим. Всё прочее междоумие - конъюнктура, лицемерие, одержимость, словоблудие, ханжество … фальшь.

К псевдопатриотам (ура-патриотам):
«Бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа», - Фазиль Искандер, писатель.

К иудеям:
«Не делай ближнему своему ничего из того, что ты не желаешь для себя», -- Гиллел(ь) (конец 1 в. до н. э. – начало 1 в. н. э.), наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго храма.
«Если поднялись тебя убить — восстань убить его» (см. Тору и Талмуд).

К христианам:
«И так во всём, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними», - Матфея, 7.12
«… не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. … любите врагов ваших …» (см. Нагорную проповедь Христа).

К доброхотам, миролюбцам, миротворцам «всех мастей»:
«Миротворец — это тот, кто кормит крокодила в надежде, что тот съест его последним», - Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874 - 1965), английский государственный деятель.

К «мыслящим»:
«Необходимо мыслить и поступать так, чтобы реализовать (сохранить) НОРМУ в нашей действительности (реальности)»
«Ты не можешь повторить одну ошибку дважды. Во второй раз --- это уже не ошибка. Это сознательный выбор»
«В действительности всё совсем не так, как на самом деле», - Станислав Ежи Лец.
«Первое, что узнаешь в жизни, — это то, что ты дурак. Последнее, что узнаешь, — это что ты всё тот же дурак», - Рэй Брэдбери.

К «иным» (к циникам):
 Тем, кто не признаёт ценности человеческой жизни; тем, кто меня ещё не понял, не понимает сейчас, не хочет понять, и, вероятно, не поймёт …
 Сказано так:
«История - не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», - Василий Ключевский (1841 – 1911), российский историк. 
«Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее», - Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), немецкий философ.

 Я скажу несколько иначе.
История (исторический процесс), как череда смены эпох и этапов эволюции человечества, скорее надзирательница, чем назидательница, а «учительница» она лишь для тех, кто желает «учиться»; история «тётка» жёсткая, иногда – жестокая, она сама неумолимо расставляет акценты: не «всем сёстрам по серьгам», как того хотели бы некоторые, а каждому своё (лат. suum cuique) - «… каждому воздастся по делам его»!

О себе:
«… верю я - не все ещё пропало, пока не меркнет свет, пока горит свеча», - А. Макаревич.

Ко Дню независимости Израиля стр. 5

От себя:
 Мир (согласие, спокойствие, …) на Ближнем Востоке не наступит «никогда», потому что арабскому (читай - исламскому) миру важнее ослабление, устранение и уничтожение страны и народа Израиля: «Мы любим смерть больше, чем вы жизнь!», -- заявляют мусульманские радикалы.
 Исламизм буквально раковая опухоль человечества, пустившая метастазы повсюду. Он пытается уничтожить то, чем жив, - достижения западной цивилизации. Налицо парадокс: цивилизация, которую исламизм не приемлет по идейным соображениям, которая не отвечает ни его жизненным установкам, ни традициям, ни верованиям, ни убеждениям ... привлекает его носителей -- мусульман, как благодатное поле для «проращивания своего семени», без смены своей культурной парадигмы, без ассимиляции … , что в свою очередь ведёт к уничтожению этой (западной) цивилизации. В этих действиях иррациональность - недоступность рассудку [ иррациональное (лат. irrationalis) -- неразумное ].
 А для прочих интересантов (стоит ли перечислять, все на виду) нажива и мифический «престиж» посредством «(гео)политических игр» существеннее, чем процветание нашего региона и жизнь его народов, в том числе и тех народов, о благополучии которых они (интересанты) так усердно десятилетиями пекутся … с трибун различных форумов, лишь на словах - в лживых лозунгах и политкорректных декларациях.

«Мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда арабы будут любить своих детей сильнее, чем они ненавидят евреев», - Голда Меир (1898 – 1978)

 Подводя «предварительный» (в третий раз с 2014 г.) итог: мы, израильтяне, в этой жизни «слегка недоживаем». И тó же - недоживание - в скором времени будет относиться (судя по событиям прошедшего года в Европе - уже относится!) ко всей части человечества, именующей (или, скорее, мнящей?!) себя цивилизованной. Причиной тому, наряду с псевдопатриотизмом (ура-патриотизмом), пресловутый псевдолиберализм и его изначально, заведомо лживый инструмент - политкорректность. Ни то, ни другое «до добра не доведут».

[ Ставшее в некотором роде уже традиционным ежегодное «послание». Текст слегка изменён и дополнен ]