Вечно актуальное
С полной очевидностью и /глубоким/
осознанием заявляю: компромисс[1] (как
подход, позиция, принцип и практика со-существования --- неантагонистического
взаимодействия) необходим. Невозможно одновременно удовлетворить интересы(-ам)
всех «игроков на политическом поле», как и в любой иной сфере общественной жизни.
Отмечу фундаментальное положение: наличие даже незначительного
числа одиозных[2]
режимов (деспотий, тираний, тоталитарных, … автократий, авторитарных,
имитационных демократий и пр.) несовместимо с созданием со-общества в
«глобальном масштабе» --- в рамках человечества. Обоснование тезиса
следующее … . Историческая практика однозначно и доподлинно демонстрирует и
доказывает нам: автократии и близкие к ним по сути режимы – недемократические
-- «достаточно быстро», в исторических размерностях или (и) пропорциях, дегенерируют[3], утрачивая
так называемую «начальную эффективность» развития. Последняя достигается
ими за счёт манипулирования массовым сознанием --- пропаганды, индоктринации[4]
населения ложными, неосуществимыми идеями; /природного/ догматизма[5]
большинства народа; прямого обмана /властью/; лицемерия /власти/; всеобщего
насилия над народом (репрессии; цензура; стравливание; гонения по признакам
расы, национальности, религии, социального происхождения … ); в целом пренебрежением
гражданскими правами и свободами.
«Устойчивость» одиозного режима
зависима от административного контроля за органами правоохранительной
системы (суды всех инстанций, прокуратура, следствие, полиция, пенитенциарная[6] система, …) и силовыми
структурами (вооружённые силы, гвардия, внутренние войска, госбезопасность, разведывательные
органы и пр.). Подобные режимы «гниют и разлагаются» вследствие их закоснелости[i] ---
несменяемости и удержания власти силовыми методами и посредством административного
ресурса; отсутствия вѝдения
будущего страны и государства, как управляющей надстройки; отсутствия нужных
реформ, отвечающих общемировому уровню развития экономики и финансов, технологий,
общественных и производственных отношений; отсутствия «национальной идеи»
(см. ниже) … . Автократии стремительно милитаризуются и «дрейфуют» в сторону агрессии
[ независимо от уровня их рáзвитости ]; угрожают «ближнему
и дальнему» кругу, сложившемуся миропорядку (!); устрашают приграничные
государства геополитическими авантюрами[7], совершают территориальные захваты;
превращаются в «изгоев» общества --- отвергаются большинством (?) и
подвергаются разного рода санкциям; пособничают мировому терроризму, не гнушаясь
финансированием и прямым участием; затем со временем ослабевают, как экономически,
так и политически; далее --- рушатся, оставляя за собой всеобщую неопределённость:
политический хаос, экономическую разруху, общий упадок, в том числе и духовный
(!), социальное расслоение и антагонизм, бесперспективность существования
--- безысходность. Политические и прочие договорённости (договоры,
соглашения, …) с ними чаще всего лишь условно действенны, так как тяга
(склонность и устремление) режимов к деструкции[8] всевозможных видов и всеобщему
обмáну (см. «Классификация Зла») непреодолима --- это способы их
существования. Компромисс с ними принципиально невозможен (потому они «неустранимая»
помеха созданию со-общества!). Историческая практика свидетельствует:
они «своего» не уступали, не уступают и … не уступят! Узурпатор[9] по природе своей «не
уступает», кроме того, сделанные таким режимом внешнеполитические уступки
негативно сказываются на «популярности» в народе власти «повелителя» --- узурпатор
покоряет (подчиняет) и пленяет (завораживает) свой народ «достижениями
и победами», но не уступками. Со своей стороны делать им – узурпаторам и
их режимам -- уступки всё одно, что «класть голову на плаху и не думать
о топоре»[ii] …
Выборность и сменяемость
власти --- непременные и неизменные положения эффективного государства
современности
По множеству политико-экономических параметров наиболее результативными (эффективными) государственными управленческими системами ныне являются демократические режимы --- относительно гибкие, способные к активному реформированию, что крайне важно в условиях современного изменчивого мира. Ни один недемократический режим не сумел к данной поре, исторически предметно и достоверно (!), доказать (обосновать и продемонстрировать) свою бóльшую в сравнении с демократией эффективность [ уровень жизни, совокупность цивилизационных достижений … ]. Укрупнённо демократии подразделяются на:
ü президентские
республики;
ü парламентские
республики;
ü парламентские монархии.
Исторически развиваясь, преобразуясь, формируясь и … совершенствуясь --- прогрессируя (!), демократический режим в настоящем времени базируется на традиционном признании народа основным источником власти; на принципах правового равенства и свободы граждан; на выборности и сменяемости ветвей власти; на /полном?/ разделении ветвей власти; на независимости от государства /подавляющего большинства/ средств массовой информации [ перечисленное обычно закреплено в Основном Законе или Конституции, при её наличии ]. Представленные базовые положения демократии, а также сложность (громоздкость) властных структур и бесспорная неординарность их функционального взаимодействия (пред)полагает /некий/ обусловленный эпохой уровень образованности и эрудированности электората[10] [ необходимый уровень!; каковы критерии его оценки? ] в политике, экономике, истории, социальных отношениях … . Политически «безграмотный», несведущий (невежественный, некомпетентный) избиратель порождает политический хаос в стране! Отказ весомой доли электората от участия в процессе избрания властных органов, даже частичный саботаж[11] выборов – не столь важно по каким причинам -- приводит к ещё более тяжким последствиям --- вероятному краху демократии и утрате государственности (суверенности)! Такая «форма протеста» в условиях демократического режима неконструктивна, недейственна и … изначально порочна. Следует изучать предмет, осваивать и усваивать нужные знания, формировать собственные политические убеждения (см. «Об убеждениях»), анализировать их, при необходимости корректировать и … избирать политическую силу, отвечающую им!
К приведённым тезисам требуются обоснования, пояснения, факты? Политические убеждения зиждутся на общем жизненном опыте индивида (освоенном и усвоенном), на общей эрудиции, на интуиции (см. «Классификация Духа», определение), а главное --- на соответствующих положению и задачам знаниях (см. выше) в сферах политики, экономики, истории, социальных отношений … . Чтó способно предотвратить или хотя бы частично обезвредить влияние «главного врага» избирателя -- популизма[12] -- на его политическое сознание? Ответ единственный: дóлжное знание, рассудочность (рациональность, преобладание рассудка над чувствами и эмоциями), понятийность мышления[iii]. Отсюда вытекает парадоксальное:
пятиминутная беседа со средним избирателем»
английский государственный деятель
Продолжим дискурс[13] о специфических «недостатках
демократии»[iv]: существенное влияние на
государственную политическую модель (властные структуры) оказывают национальная
ментальность (менталитет, см. «О некоторых религиозных догматах»,
доп. «О культуре», «О стереотипах») и соответствующая
ей религиозность. Эти два параметра во многом определяют характер
политического режима в стране [ нет точного знания, что первично ---
менталитет нации или «избранная» ею религия; очевидна корреляция[14] между национальной ментальностью,
доминирующей религией, исповедуемой титульной нацией (см.
«О нравственности») или большинством национальных групп, и характером правления
в стране --- политическим режимом ]. Отсюда:
не каждый (любой, всякий, …) народ – как политическая нация -- способен успешно
осуществить современную демократию, как форму правления в стране. Демократия
требует от народа (политической нации!) обусловленной изначально
(заведомо) степени готовности к её – демократии – <приложению-применению>
(см. доп. выше). Просвещение народа (политической нации) в этом аспекте, в базовых
дисциплинах --- политологии, истории, экономике, социальных отношениях … ,
представляется автору необходимостью! В этой связи … следует вспомнить (или
напомнить?) вечно актуальное, насущное и знáчимое[v]:
«О времена! О нравы! Забыл народ простое слово «честь».
И даже, если
будете вы правы, прав будет тот, кто говорит всем лесть.
Прав будет тот, кто
числится богатым, прав будет тот, кто может всё купить.
-———————————————————————————————————————
И нашу жизнь испортила отрава, и в душу
к нам забрался едкий яд.
Жить средь грехов — получен нами навык.
Мне он не нужен, но он всё же есть.
Молю я вас,
о времена, о нравы! Верните людям веру, правду, честь!»
современный
российский поэт
один из величайших еврейских
мудрецов
всех поколений
[1] Компромисс (от лат. compromissum --
взаимное обещание) --- соглашение на основе взаимных уступок между
соперничающими (противостоящими) силами, властями, государствами.
(Кратологический словарь)
Компромисс --- стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная
на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
(Словарь терминов по конфликтологии)
[2] Одиозный (от лат. odiosus
-- ненавистный, противный) --- вызывающий отрицательное отношение к себе;
крайне неприятный, нежелательный, неприемлемый. (Словарь
политических терминов)
[3] Дегенерация (от лат. degenero -- вырождаюсь)
--- вырождение, характеризирующееся отклонением от нормального типа в
физическом или в душевном отношении. (Словарь иностранных слов русского языка)
Дегенерация --- вырождение; некий «природный
декаданс» (декаданс можно назвать и культурным вырождением).
Дегенерат --- жертва своих генов; декадент --- жертва
воспитания и своих вкусов. Дегенерация --- повторение одного и того же, а не встреча с новым. Природа по-своему борется против
вырождения, и «изобрела» по- ловые различия и смерть.
Культура противопоставила дегенерации запрет на инцест.
(Философский словарь)
[4] Индоктринация (от лат. in -- внутрь и doktrina
-- учение теория, …) --- здесь: целенаправленное распространение какой-либо
политической идеи, доктрины, учения в обществе. (Большой энциклопедический
словарь)
[5] Догматизм в широком значении --- склонность
следовать догмам и неспособность подвергать сомнению то, во что веришь.
Догматизм выражает желание любить уверенность больше истины. Последнее
приводит к тому, что догматик считает незыблемым всё, что полагает (!) истинным.
(Философский словарь Спонвиля)
Догма (гр. dogma) --- положение, принимаемое за
непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без
доказательства, некритически, без учёта конкретных условий.
[6] Пенитенциарная система (от лат. poenitentia
-- раскаяние) --- государственный
институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в
соответствии с законом. … Наряду с карательной функцией современная
пенитенциарная система отвечает за профилактику рецидива преступлений.
[7] Авантюра (франц. aventure -- приключение,
похождение) --- 1. Сомнительное дело, основанное на возможном, случайном
стечении обстоятельств. 2. Проект, предпринимаемый без учета реальных
возможностей и обречённый на провал. (Словарь бизнес-терминов)
[8] Деструкция (от лат. destructio
-- разрушение) --- нарушение структуры, сложившихся экономических, производственных
связей в хозяйстве, распад, развал экономики. (Современный экономический
словарь)
Деструкция --- нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо.
(Большой энциклопедический словарь)
[9] Узурпатор [ лат. usurpator -- похититель
(власти), противоправно владеющий ] --- лицо, противоправно захватившее в свои руки
власть или присвоившее себе чужие права на что-либо. (Большой юридический
словарь)
Узурпация (власти, собственности, …) --- … совершается одним лицом или
группой лиц.
[10] Электорат (лат. elector -- избиратель)
население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые
голосуют за определенную партию на парламентских, президентских или
муниципальных выборах. В электорат входит как часть избирателей,
голосующих за определенную партию или кандидата, так и
все избиратели --- граждане государства, которые имеют право участвовать в выборах.
(Политология. Словарь)
[11] Саботаж (от фр. sabotage
-- неисполнение, уклонение) --- а) скрытое противодействие осуществлению
чего-либо; б) намеренный срыв работы путем открытого отказа от нее или
умышленно небрежного ее выполнения. (Энциклопедия социологии)
[12] Популизм (от лат. populus -- народ) ---
линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная
на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки, популярности
среди них, часто с помощью выдвижения громких, упрощенных, реально
невыполнимых, демагогических лозунгов и требований. (Словарь-справочник по
политологии)
[13] Дискурс (от лат. discurses -- речь,
выступление, беседа) — понятие, выдвинутое для анализа социальной обусловленности
речевых высказываний; применяется в философии, социологии, культурологии,
когнитивных анализах; какая-либо концепция (например, философская),
непосредственно обращённая к читателю или слушателю. Дискурс означает единство
мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного
выражения (см. доп. «О понятиях»), которое приобретает смысл лишь в
процессе общения. (Культурологический словарь)
[14] Корреляция (от лат. correlatio -- соотношение)
--- взаимосвязь двух или нескольких величин, при которой изменения одной или
нескольких из них приводят к изменению другой или других. (Словарь
бизнес-терминов)
[15] Импульс (от лат. impulsus -- удар,
толчок) --- толчок, побуждение, стремление; побудительная причина. (Современный
энциклопедический словарь)
[16] Персоналия (от лат. personalis
– личный) --- здесь: историческая личность или реальное лицо как прототип
художественного произведения. (Энциклопедический словарь)
[17] Харизма (греч. charisma – милость,
божественный дар) --- исключительная одаренность; харизматический лидер --
человек, наделённый в глазах его последователей непререкаемым авторитетом;
харизма основана на исключительных качествах личности -- мудрости, героизме,
святости … . (Большой энциклопедический словарь)
[18] Креативный (от лат. creatio --
созидание) --- творческий; созидательный, отличающийся поиском и созданием
нового. (Словарь иностранных слов)
[19] Мессúя (др.-евр. משׁיח, המשיח,
Машиах, hа-Машиах; букв.
«Помазанник» -- идеальный правитель, мессианский царь) --- здесь (перен.): посланник
высших сил … .
[i] Косность таких политических режимов
может соперничать лишь с косностью (реакционностью!) религий и
религиозных верований [ не путать с консерватизмом ].
[ii] Русские поговорки: «Дай ему палец, а он всю
руку откусит», «Дай ему потáчки, так и сам от него на карачках», «Дай поблажку
ворам --- пойдут по дворам» …
[iii] «Информирован --- значит, вооружён»! ---
перефразировка поговорки «Предупреждён --- значит, вооружён»
[ лат. «Praemonitus, praemunitus» —
«предупреждён, вооружён» ]
[iv] «Демократия — худший вид правления, не
считая всех прочих, что человечество испробовало за свою историю», --
Уинстон Черчилль, государственный деятель.
[v] O tempora! O mores! (лат., перев. «О
времена! О нравы!») --- «крылатое выражение»; обычно применяется для констатации
общего упадка нравов в настоящий или иной период времени, осуждения
«текущего» поколения или общественных порядков, оценки
сути какого-либо одиозного события, выражение недовольства,
возмущения, негодования «по поводу» … . Известное
выражение Марка Туллия Цицерона (106 – 43 г.г. до н.э.) из «Первой речи против
Катилины» (63 г. до н.э.) --- вершина римского ораторского искусства. По одной
из версий автором высказывания был Катон Старший (234 - 148 г.г. до н. э.)
[vi] В российской /политической/ традиции выдающиеся
деятели государственного масштаба считались в народе «Спасителями Отечества». Одноимённый
титул за свою деятельность получил князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой,
военный и политический деятель Смутного времени [Смутное время, или Смута — период в истории России
с 1598 г. по 1613 г. (существуют
иные версии периодизации, доводящие хронологию Смуты до 1618 г.)]
[vii] Рузвельт, Франклин Делано (1882 - 1945) ---
32-й президент США; одна из центральных фигур мировых событий первой половины
XX века, возглавлял США во время Великой депрессии и Второй мировой войны.
Единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока.
Че́рчилль, Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер (1874 – 1965) --- британский
государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940 -
1945 и 1951 - 1955 годах; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник,
почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе.
Тэ́тчер, Ма́ргарет Хи́льда, бароне́сса Тэ́тчер (1925 - 2013) —
премьер-министр Великобритании в 1979 - 1990 годах, лидер Консервативной партии
в 1975 - 1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая женщина, занявшая этот пост,
а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства.
Ганди, Мохандас «Махатма» Карамчанд (1869 - 1948) ---
индийский политический и духовный лидер, юрист. Во многом благодаря Ганди Индия
смогла избавиться от многовековой британской колониальной зависимости. В основу
деятельности Ганди легла его философия ненасилия, или сатьяграха.
Политик отказался от вооруженной борьбы, … , в пользу мирной. … в стране
возникло мощное движение сторонников перемен ненасильственным путем.
Борьба за независимость велась путем мирного сопротивления колониальному
режиму.
[ Бóльшую часть жизни он отдал идее и
практике примирения раздирающих Индию религиозных и политических групп. Но
страна развалилась на части по религиозному признаку --- мусульманскую и
индуистскую. Именно насилие, против которого боролся политик, стало причиной
его смерти … религиозный экстремист радикальной группировки "Хинду Махасабха"
Натурам Винаяк Годсе трижды выстрелил в него из револьвера. Можно ли в итоге
полагать веру Ганди в ненасилие -- «непротивление насилию злом»
-- оправданной?! ]
Ататюрк, Мустафа Кемаль (1881 - 1938) --- Мустафа Кемаль считается
«отцом Турции», где его личность чтят, помнят и возводят памятники практически
в каждом городе. Он организовывал тайные общества по борьбе с
коррумпированностью военных чинов, был инициатором освободительного движения
против англо-греческой интервенции, а также упразднил султанат, введя
республиканскую форму правления. Он пытался реформировать государство по
образцу западных стран. Благодаря его усилиям права женщин сравняли с
мужскими.
Пиночет, Аугусто (1915 – 2011) --- Аугу́сто Хосе́ Рамо́н Пиноче́т Уга́рте — чилийский государственный
и военный деятель, генерал-капитан. Пришёл к власти в итоге военного переворота 1973 года,
свергнувшего демократически избранное социалистическое правительство
президента Сальвадора Альенде. [ Спорная фигура
]