понедельник, 11 апреля 2022 г.

Вечно актуальное

 Вечно актуальное

С полной очевидностью и /глубоким/ осознанием заявляю: компромисс[1] (как подход, позиция, принцип и практика со-существования --- неантагонистического взаимодействия) необходим. Невозможно одновременно удовлетворить интересы(-ам) всех «игроков на политическом поле», как и в любой иной сфере общественной жизни. Отмечу фундаментальное положение: наличие даже незначительного числа одиозных[2] режимов (деспотий, тираний, тоталитарных, … автократий, авторитарных, имитационных демократий и пр.) несовместимо с созданием со-общества в «глобальном масштабе» --- в рамках человечества. Обоснование тезиса следующее … . Историческая практика однозначно и доподлинно демонстрирует и доказывает нам: автократии и близкие к ним по сути режимы – недемократические -- «достаточно быстро», в исторических размерностях или (и) пропорциях, дегенерируют[3], утрачивая так называемую «начальную эффективность» развития. Последняя достигается ими за счёт манипулирования массовым сознанием --- пропаганды, индоктринации[4] населения ложными, неосуществимыми идеями; /природного/ догматизма[5] большинства народа; прямого обмана /властью/; лицемерия /власти/; всеобщего насилия над народом (репрессии; цензура; стравливание; гонения по признакам расы, национальности, религии, социального происхождения … ); в целом пренебрежением гражданскими правами и свободами.    

«Устойчивость» одиозного режима зависима от административного контроля за органами правоохранительной системы (суды всех инстанций, прокуратура, следствие, полиция, пенитенциарная[6] система, …) и силовыми структурами (вооружённые силы, гвардия, внутренние войска, госбезопасность, разведывательные органы и пр.). Подобные режимы «гниют и разлагаются» вследствие их закоснелости[i] --- несменяемости и удержания власти силовыми методами и посредством административного ресурса; отсутствия вѝдения будущего страны и государства, как управляющей надстройки; отсутствия нужных реформ, отвечающих общемировому уровню развития экономики и финансов, технологий, общественных и производственных отношений; отсутствия «национальной идеи» (см. ниже) … . Автократии стремительно милитаризуются и «дрейфуют» в сторону агрессии [ независимо от уровня их рáзвитости ]; угрожают «ближнему и дальнему» кругу, сложившемуся миропорядку (!); устрашают приграничные государства геополитическими авантюрами[7], совершают территориальные захваты; превращаются в «изгоев» общества --- отвергаются большинством (?) и подвергаются разного рода санкциям; пособничают мировому терроризму, не гнушаясь финансированием и прямым участием; затем со временем ослабевают, как экономически, так и политически; далее --- рушатся, оставляя за собой всеобщую неопределённость: политический хаос, экономическую разруху, общий упадок, в том числе и духовный (!), социальное расслоение и антагонизм, бесперспективность существования --- безысходность. Политические и прочие договорённости (договоры, соглашения, …) с ними чаще всего лишь условно действенны, так как тяга (склонность и устремление) режимов к деструкции[8] всевозможных видов и всеобщему обмáну (см. «Классификация Зла») непреодолима --- это способы их существования. Компромисс с ними принципиально невозможен (потому они «неустранимая» помеха созданию со-общества!). Историческая практика свидетельствует: они «своего» не уступали, не уступают и … не уступят! Узурпатор[9] по природе своей «не уступает», кроме того, сделанные таким режимом внешнеполитические уступки негативно сказываются на «популярности» в народе власти «повелителя» --- узурпатор покоряет (подчиняет) и пленяет (завораживает) свой народ «достижениями и победами», но не уступками. Со своей стороны делать им – узурпаторам и их режимам -- уступки всё одно, что «класть голову на плаху и не думать о топоре»[ii] 

Выборность и сменяемость власти --- непременные и неизменные положения эффективного государства современности

 

 Для меня это утверждение — аксиома, для вас — постулат или гипотеза.

По множеству политико-экономических параметров наиболее результативными (эффективными) государственными управленческими системами ныне являются демократические режимы --- относительно гибкие, способные к активному реформированию, что крайне важно в условиях современного изменчивого мира. Ни один недемократический режим не сумел к данной поре, исторически предметно и достоверно (!), доказать (обосновать и продемонстрировать) свою бóльшую в сравнении с демократией эффективность [ уровень жизни, совокупность цивилизационных достижений … ]. Укрупнённо демократии подразделяются на:


ü  президентские республики;

ü  парламентские республики;

ü  парламентские монархии. 

Исторически развиваясь, преобразуясь, формируясь и … совершенствуясь --- прогрессируя (!), демократический режим в настоящем времени базируется на традиционном признании народа основным источником власти; на принципах правового равенства и свободы граждан; на выборности и сменяемости ветвей власти; на /полном?/ разделении ветвей власти; на независимости от государства /подавляющего большинства/ средств массовой информации [ перечисленное обычно закреплено в Основном Законе или Конституции, при её наличии ]. Представленные базовые положения демократии, а также сложность (громоздкость) властных структур и бесспорная неординарность их функционального взаимодействия (пред)полагает /некий/ обусловленный эпохой уровень образованности и эрудированности электората[10] [ необходимый уровень!; каковы критерии его оценки? ] в политике, экономике, истории, социальных отношениях … . Политически «безграмотный», несведущий (невежественный, некомпетентный) избиратель порождает политический хаос в стране! Отказ весомой доли электората от участия в процессе избрания властных органов, даже частичный саботаж[11] выборов – не столь важно по каким причинам -- приводит к ещё более тяжким последствиям --- вероятному краху демократии и утрате государственности (суверенности)! Такая «форма протеста» в условиях демократического режима неконструктивна, недейственна и … изначально порочна. Следует изучать предмет, осваивать и усваивать нужные знания, формировать собственные политические убеждения (см. «Об убеждениях»), анализировать их, при необходимости корректировать и … избирать политическую силу, отвечающую им!

К приведённым тезисам требуются обоснования, пояснения, факты? Политические убеждения зиждутся на общем жизненном опыте индивида (освоенном и усвоенном), на общей эрудиции, на интуиции (см. «Классификация Духа», определение), а главное --- на соответствующих положению и задачам знаниях (см. выше) в сферах политики, экономики, истории, социальных отношений … . Чтó способно предотвратить или хотя бы частично обезвредить влияние «главного врага» избирателя -- популизма[12] -- на его политическое сознание? Ответ единственный: дóлжное знание, рассудочность (рациональность, преобладание рассудка над чувствами и эмоциями), понятийность мышления[iii]. Отсюда вытекает парадоксальное:

                                                        «Лучший аргумент против демократии —

                                        пятиминутная беседа со средним избирателем»

                                                                        Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874 - 1965),

                                                                                 английский государственный деятель 

Продолжим дискурс[13] о специфических «недостатках демократии»[iv]: существенное влияние на государственную политическую модель (властные структуры) оказывают национальная ментальность (менталитет, см. «О некоторых религиозных догматах», доп. «О культуре», «О стереотипах») и соответствующая ей религиозность. Эти два параметра во многом определяют характер политического режима в стране [ нет точного знания, что первично --- менталитет нации или «избранная» ею религия; очевидна корреляция[14] между национальной ментальностью, доминирующей религией, исповедуемой титульной нацией (см. «О нравственности») или большинством национальных групп, и характером правления в стране --- политическим режимом ]. Отсюда: не каждый (любой, всякий, …) народ – как политическая нация -- способен успешно осуществить современную демократию, как форму правления в стране. Демократия требует от народа (политической нации!) обусловленной изначально (заведомо) степени готовности к её – демократии – <приложению-применению> (см. доп. выше). Просвещение народа (политической нации) в этом аспекте, в базовых дисциплинах --- политологии, истории, экономике, социальных отношениях … , представляется автору необходимостью! В этой связи … следует вспомнить (или напомнить?) вечно актуальное, насущное и знáчимое[v]:

 

                   «О времена! О нравы!  Забыл народ простое слово «честь».
                      И даже, если будете вы правы, прав будет тот, кто говорит всем лесть.
                   Прав будет тот, кто числится богатым, прав будет тот, кто может всё купить.
                                                   -———————————————————————————————————————
               И нашу жизнь испортила отрава, и в душу к нам забрался едкий яд.
             Жить средь грехов — получен нами навык. Мне он не нужен, но он всё же есть.
           Молю я вас, о времена, о нравы! Верните людям веру, правду, честь!»

                                                                                                    Михаил Некрасов (1992 г.р.),

                                                                                                 современный российский поэт

 В трудные кризисные и тем более критические для страны и (государства) периоды национальным лидером или «государственным деятелем» в высоком смысле[vi] станет, исключительно и только лишь, политик, предложивший нуждающемуся в своевременной помощи и поддержке обществу обоснованную (аргументированную и доказательную) программу реформ --- план выхода из /перманентного/ политического кризиса или политического тупика (в рамках улучшения политической и избирательной систем; возможно, более того --- конституционную реформу …) или (и) из экономического застоя; сумеет донести содержание плана и суть преобразований до сознания электората, публично докажет его эффективность (работоспособность и успешность); затем воплотит его в реальность, стабилизировав политическую систему и экономику в целом, дав народу уверенность в правильности выбора, а стране и государству импульс[15] к развитию и прогрессу[vii]. Процесс создания (разработки и структуризации) со-общества требует «со-участия» (неологизм?) именно таких персоналий[16] --- харизматичных[17], высокообразованных, широко осведомлённых (эрудированных), креативных[18], способных принимать «непопулярные», но в то же время верные с позиции выживания общества (страны) решения, вести за собой … . Электорат, в свою очередь, кроме общепринятого в обществе профессионального продвижения, обязан широко обучаться, развиваться --- множить «общую и политическую культуру»! Иначе он -- электорат -- может проглядеть «приход политического Мессии»[19], не осознать, не понять и не принять предложенного им плана из-за собственного «недомыслия-междоумия» (см. «Классификация Порока»), отвергнуть предложенные реформы или (и) самогó реформатора, тем самым упустить столь необходимую стране историческую возможность политического, экономического, технологического, … социального прогресса. В этом аспекте, в сфере самовоспитания, самосовершенствования, каждый избиратель обязан прилагать «предельные» индивидуальные усилия:

  «Если не я себе, то кто мне? ...»

                                                                                   Гил(л)ель (112 г. до н.э. - 8 г. н.э.),

                                                                                                один из величайших еврейских

                                                                                               мудрецов всех поколений



[1]  Компромисс (от лат. compromissum -- взаимное обещание) --- соглашение на основе взаимных уступок между соперничающими (противостоящими) силами, властями, государствами. (Кратологический словарь)

      Компромисс --- стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента. (Словарь терминов по конфликтологии)

[2] Одиозный (от лат. odiosus -- ненавистный, противный) --- вызывающий отрицательное отношение к себе;  крайне неприятный, нежелательный, неприемлемый. (Словарь политических терминов)

[3]  Дегенерация (от лат. degenero -- вырождаюсь) --- вырождение, характеризирующееся отклонением от нормального типа в физическом или в душевном отношении. (Словарь иностранных слов русского языка)

    Дегенерация --- вырождение; некий «природный декаданс» (декаданс можно назвать и культурным вырождением). Дегенерат --- жертва своих генов; декадент --- жертва воспитания и своих вкусов. Дегенерация --- повторение одного и того же, а не встреча с новым. Природа по-своему борется против вырождения, и «изобрела» по- ловые различия и смерть. Культура противопоставила дегенерации запрет на инцест. (Философский словарь)

[4]  Индоктринация (от лат. in -- внутрь и doktrina -- учение теория, …) --- здесь: целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе. (Большой энциклопедический словарь)

[5]  Догматизм в широком значении --- склонность следовать догмам и неспособность подвергать сомнению то, во что веришь. Догматизм выражает желание любить уверенность больше истины. Последнее приводит к тому, что догматик считает незыблемым всё, что полагает (!) истинным. (Философский словарь Спонвиля)

      Догма (гр. dogma) --- положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учёта конкретных условий.

[6]  Пенитенциарная система (от лат. poenitentia -- раскаяние) --- государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. … Наряду с карательной функцией современная пенитенциарная система отвечает за профилактику рецидива преступлений.

[7]  Авантюра (франц. aventure -- приключение, похождение) --- 1. Сомнительное дело, основанное на возможном, случайном стечении обстоятельств. 2. Проект, предпринимаемый без учета реальных возможностей и обречённый на провал. (Словарь бизнес-терминов)

[8] Деструкция (от лат. destructio -- разрушение) --- нарушение структуры, сложившихся экономических, производственных связей в хозяйстве, распад, развал экономики. (Современный экономический словарь)

     Деструкция --- нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо. (Большой энциклопедический словарь)

[9]  Узурпатор [ лат. usurpator -- похититель (власти), противоправно владеющий ] --- лицо, противоправно захватившее в свои руки власть или присвоившее себе чужие права на что-либо. (Большой юридический словарь)

      Узурпация (власти, собственности, …) --- … совершается одним лицом или группой лиц. 

[10]  Электорат (лат. elector -- избиратель) население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определен­ную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В электорат входит как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и  все избиратели --- граждане государства, которые имеют право участвовать в выборах. (Политология. Словарь)

[11]  Саботаж (от фр. sabotage -- неисполнение, уклонение) --- а) скрытое противодействие осуществлению чего-либо; б) намеренный срыв работы путем открытого отказа от нее или умышленно небрежного ее выполнения. (Энциклопедия социологии)

[12]  Популизм (от лат. populus -- народ) --- линия политической деятельности, более или менее прямо и открыто сориентированная на настроение широких масс, на завоевание их признания, поддержки, популярности среди них, часто с помощью выдвижения громких, упрощенных, реально невыполнимых, демагогических лозунгов и требований. (Словарь-справочник по политологии)

[13]  Дискурс (от лат. discurses -- речь, выступление, беседа) — понятие, выдвинутое для анализа социальной обусловленности речевых высказываний; применяется в философии, социологии, культурологии, когнитивных анализах; какая-либо концепция (например, философская), непосредственно обращённая к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения (см. доп. «О понятиях»), которое приобретает смысл лишь в процессе общения. (Культурологический словарь)

[14]  Корреляция (от лат. correlatio -- соотношение) --- взаимосвязь двух или нескольких величин, при которой изменения одной или нескольких из них приводят к изменению другой или других. (Словарь бизнес-терминов)

[15]  Импульс (от лат. impulsus -- удар, толчок) --- толчок, побуждение, стремление; побудительная причина. (Современный энциклопедический словарь)

[16] Персоналия (от лат. personalis – личный) --- здесь: историческая личность или реальное лицо как прототип  художественного произведения. (Энциклопедический словарь)

[17]  Харизма (греч. charisma – милость, божественный дар) --- исключительная одаренность; харизматический лидер -- человек, наделённый в глазах его последователей непререкаемым авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности -- мудрости, героизме, святости … . (Большой энциклопедический словарь)

[18]  Креативный (от лат. creatio -- созидание) --- творческий; созидательный, отличающийся поиском и созданием нового. (Словарь иностранных слов)

[19] Мессúя (др.-евр. משׁיח, המשיח, Машиах, hа-Машиах; букв. «Помазанник» -- идеальный правитель, мессианский царь) --- здесь (перен.): посланник высших сил … .



[i]  Косность таких политических режимов может соперничать лишь с косностью (реакционностью!) религий и религиозных верований [ не путать с консерватизмом ].

 

[ii]  Русские поговорки: «Дай ему палец, а он всю руку откусит», «Дай ему потáчки, так и сам от него на карачках», «Дай поблажку ворам --- пойдут по дворам» …

 

[iii]  «Информирован --- значит, вооружён»! --- перефразировка поговорки «Предупреждён --- значит, вооружён»

[ лат.  «Praemonitus, praemunitus» — «предупреждён, вооружён» ]

 

[iv]  «Демократия — худший вид правления, не считая всех прочих, что человечество испробовало за свою историю», -- Уинстон Черчилль, государственный деятель.

 

[v]  O tempora! O mores!  (лат., перев. «О времена! О нравы!») --- «крылатое выражение»; обычно применяется для констатации общего упадка нравов в настоящий или иной период времени, осуждения «текущего» поколения или общественных порядков, оценки сути какого-либо одиозного события, выражение недовольства, возмущения, негодования «по поводу» … . Известное выражение Марка Туллия Цицерона (106 – 43 г.г. до н.э.) из «Первой речи против Катилины» (63 г. до н.э.) --- вершина римского ораторского искусства. По одной из версий автором высказывания был Катон Старший (234 - 148 г.г. до н. э.)

 

[vi]  В российской /политической/ традиции выдающиеся деятели государственного масштаба считались в народе «Спасителями Отечества». Одноимённый титул за свою деятельность получил князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, военный и политический деятель Смутного времени [Смутное время, или Смута — период в истории России с 1598 г. по 1613 г. (существуют иные версии периодизации, доводящие хронологию Смуты до 1618 г.)]

 

[vii]  Рузвельт, Франклин Делано (1882 - 1945) --- 32-й президент США; одна из центральных фигур мировых событий первой половины XX века, возглавлял США во время Великой депрессии и Второй мировой войны. Единственный американский президент, избиравшийся более чем на два срока.

      Че́рчилль, Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер (1874 – 1965) --- британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940 - 1945 и 1951 - 1955 годах; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник, почётный член Британской академии, лауреат Нобелевской премии по литературе.

      Тэ́тчер, Ма́ргарет Хи́льда, бароне́сса Тэ́тчер (1925 - 2013) — премьер-министр Великобритании в 1979 - 1990 годах, лидер Консервативной партии в 1975 - 1990 годах, баронесса с 1992 года. Первая женщина, занявшая этот пост, а также первая женщина, ставшая премьер-министром европейского государства.

      Ганди, Мохандас «Махатма» Карамчанд (1869 - 1948) --- индийский политический и духовный лидер, юрист. Во многом благодаря Ганди Индия смогла избавиться от многовековой британской колониальной зависимости. В основу деятельности Ганди легла его философия ненасилия, или сатьяграха. Политик отказался от вооруженной борьбы, … , в пользу мирной. … в стране возникло мощное движение сторонников перемен ненасильственным путем. Борьба за независимость велась путем мирного сопротивления колониальному режиму.

[ Бóльшую часть жизни он отдал идее и практике примирения раздирающих Индию религиозных и политических групп. Но страна развалилась на части по религиозному признаку --- мусульманскую и индуистскую. Именно насилие, против которого боролся политик, стало причиной его смерти … религиозный экстремист радикальной группировки "Хинду Махасабха" Натурам Винаяк Годсе трижды выстрелил в него из револьвера. Можно ли в итоге полагать веру Ганди в ненасилие -- «непротивление насилию злом» -- оправданной?! ]

     Ататюрк, Мустафа Кемаль (1881 - 1938) --- Мустафа Кемаль считается «отцом Турции», где его личность чтят, помнят и возводят памятники практически в каждом городе. Он организовывал тайные общества по борьбе с коррумпированностью военных чинов, был инициатором освободительного движения против англо-греческой интервенции, а также упразднил султанат, введя республиканскую форму правления. Он пытался реформировать государство по образцу западных стран. Благодаря его усилиям права женщин сравняли с мужскими.

     Пиночет, Аугусто (1915 – 2011) --- Аугу́сто Хосе́ Рамо́н Пиноче́т Уга́рте — чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан. Пришёл к власти в итоге военного переворота 1973 года, свергнувшего демократически избранное социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде. [ Спорная фигура ]